«Борода и ус в блевотине». Как на Руси в старину почти победили пьянство

3 октября отмечается Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом. Вообще-то дата привязана ко дню смерти американского общественного деятеля Джона Финча, который отдал концы именно 3 октября 1887 года, а всю свою жизнь посвятил пропаганде вреда алкоголя.

Джон Финч. Фото: Public Domain

Начинание, конечно, благое. Но если бороться с такой напастью, как алкоголизм, только и исключительно пропагандой, ситуация будет, как в известной народной острословице: «Зелёный змий — что еростат. Голову отрубишь — две вырастат». Бороться нужно комплексно. И, пожалуй, самую полную линейку мер антиалкогольной борьбы можно найти в отечественной истории.

Кто-то скептически ухмыльнётся — мол, ясное дело, что в отечественной. Всем ведь известно, что у нас испокон веков пили как не в себя! А, стало быть, потому и выдумывали разные способы хоть как-то ограничить это дело, чтобы совсем уж не спиться… Да вот толку с того — чуть.

Россия не пьёт?

Но повода для скептицизма нет. Во-первых, русские были, как ни странно, одним из самых непьющих народов Европы. Во-вторых, меры у нас предпринимали вполне разумные. А вот почему они не срабатывали или срабатывали не так, как положено, это уже другой вопрос.

По большому счёту, существует примерно четыре способа борьбы с пьянством и алкоголизмом. Увещевание и пропаганда — раз. Профилактика и лечение — два. Ограничение продажи и потребления — три. Ну и, наконец, карательные меры вроде сухого закона, принудительных вытрезвителей, штрафов и полицейского преследования.

На Руси применялись все эти меры — и вместе, и по отдельности, и в причудливых комбинациях. Причём результаты были впечатляющими.

Вот свидетельства двух иностранцев, побывавших в Москве с разницей примерно в сто лет — австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн посетил Русское царство в 1517 году, а польский офицер Самуил Маскевич провёл в нём три года — с 1609 по 1611.

Австрийский посол, описывая нравы жителей столицы, особо отмечал: «Более именитые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршество и пьянство и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ по большей части работает, говоря, что праздничать есть дело господское… Человеку простого звания воспрещены хмельные напитки — пиво и мёд — но всё же им позволено пить в некоторые более торжественные дни, как например: Рождество Господне, праздник Пасхи, Пятидесятницу и некоторые другие».

Прошёл без малого век, который в плане истории питейного дела знал реальные катастрофы, например, устройство «царёвых кабаков» при Иване Грозном и повальное пьянство, поскольку в кабаках отпускали только спиртное без закуски. Вроде есть все предпосылки к тому, чтобы русские плотно встали на путь всеобщей алкоголизации.

Но Самуил Маскевич увидел принципиально иную картину. Он был, конечно, сволочью, захватчиком и грабителем — а как иначе, если вторгся в Русское царство в составе польской армии, продлив тем самым Смутное время? Но одновременно человеком, не заражённым бытовым национализмом — в русском народе он признавал множество симпатичных и правильных качеств. Среди них было следующее: «Москвитяне наблюдают великую трезвость, которой требуют строго от вельмож и от народа. Пьяного тотчас отводят в бражную тюрьму, нарочно для них устроенную, и только чрез несколько недель освобождают из неё по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом, наконец освобождают. За третью же вину опять в тюрьму, потом под кнут, и таким образом парят виновного раз до десяти, чтобы наконец пьянство ему омерзело. Но если и такое исправление не поможет, он остается в тюрьме, пока сгниёт».

Что мы видим? Запрет, ограничения на производство и потребление, карательные меры. Работает? Вполне — у иностранцев на такие вещи глаз зоркий. Другое дело, что после Смутного времени Русскому царству пришлось долго и мучительно восстанавливаться. И тут пришлось прибегнуть к такой штуке, как пополнение казны за счёт торговли спиртным.

Доход во главе

Поначалу держались в рамках, умело сочетая сразу несколько приёмов. Прежде всего, озаботились профилактикой и лечением тех, кто впал в зависимость. В лечебниках середины XVII столетия можно встретить шикарные рецепты: «Добудь мочу лесного ежа, влей в зелено вино и поднеси. Как у выпившего станет извергаться чёрная желчь и кровь, оставь. Заново поднеси ему чрез полгода, и так до трёх раз, покуда не станет от вида вина воротить».

На полную катушку включили и пропаганду. Знаменитый протопоп Аввакум до того, как впал в раскол и стал политическим преступником, был одним из создателей «Кружка ревнителей древнего благочестия», который опекался самим царём Алексеем Михайловичем Тишайшим. Аввакум был противником пьянства, и в своих проповедях и поучениях достигал поистине невероятных высот — за счёт яркого, доступного языка и понимания предмета: «Проспалися бедные с похмелья, и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».

А в 1652 году включили меры ограничительные — специально для этого был созван Земский собор, который так и назвали «Собор о кабаках». Название странное, поскольку именно кабаки, где торговали в розлив, этот Собор как раз и ликвидировал. Взамен были учреждены «кружечные дворы», где спиртным торговали только навынос. И только по определённым дням — в понедельник, вторник, четверг и субботу. Среда и пятница — дни постные, а в воскресенье полагалось ходить на богослужение, какая уж тут выпивка? Да, и ещё. Купить «зелено вино» можно было только в определённый временной промежуток — после обедни и до вечерни. То есть с 14:00 до 17:00. Пить можно было только дома, на улице строго запрещалось: «Себе вред, иным соблазн».

Всё вместе до степени смешения напоминает нынешние меры по ограничению продаж алкоголя, которые никак не назовёшь неразумными. В самом деле, с тех пор, как у нас перестали продавать спиртное по ночам, а за распитие на улице можно схлопотать большие неприятности, потребление алкоголя и впрямь снизилось. Причём серьёзно — за последние 15 лет чуть ли не вдвое. Россия покинула топ-10 стран с самым высоким потреблением алкоголя и сейчас находится на 29-м месте.

Примерно так дела должны были пойти и в далёком XVII столетии. Но благие начинания «Собора о кабаках» обернулись крахом. Спустя 11 лет, убедившись, что доход государства от такой торговли упал ниже плинтуса, реформу отменили. В конце столетия доход от казённой продажи алкоголя составил 25% государственного бюджета. И с тех пор расставаться с такой статьёй дохода не спешили, ограничиваясь проповедями и изредка — лечением. Итог был печален. В 1897 году врач-психиатр Иван Сикорский, отец знаменитого авиаконструктора, отмечал: «Раньше было пьянство, а с XIX века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями, до алкоголизма всего населения включительно».

Оцените материал

Источник aif.ru

Related posts

Умер кардиохирург Акчурин, который делал Ельцину операцию на сердце

Соскин предрек военный мятеж на Украине после потери ВСУ Угледара

Дуров узнал о беременности своей девушки, когда находился под стражей