Прошел год после окончания Чемпионата мира по футболу. О том, что стало с объектами инфраструктуры, и как их наличие повлияло на развитие городов сегодня, порталу “Интерфакс-Недвижимость” рассказали эксперты рынка.
Эффект есть
“Качество городской среды в тех городах, где проводились матчи ЧМ-2018 по футболу, одномоментно было поднято на международный уровень. Сегодня это качество задало уровень, на который равняются все остальные территории. ЧМ-2018 стал настоящей технологической революцией в области урбанистики, которая запустила процесс совершенствования среды во всем городе”, — говорит директор Института комплексного развития территорий, основатель коллаборации QUITE WHITE Анна Курбатова, отмечая, что особенно ярким примером такого развития стала Москва.
Поддерживает коллегу в этом вопрос и генеральный директор Аврора Групп Максим Неретин: “Однозначно, эффект есть, он сохранился, и он используется. Если говорить про социокультурный и урбанистический эффект, то Москва в последние годы кардинально изменилась, и более того, изменились люди в городе”.
Того же мнения придерживается и партнер КБ Стрелка Далия Сафиуллина: ” Москва выбрала правильный сценарий и вместе с подготовкой к Чемпионату мира создала наследие для города. Благодаря программе “Моя улица” у города появилась целостная актуализированная инфраструктура центра, которая не менялась с 1960-х гг.”
Региональный опыт
ЧМ-2018 проходил не только в Москве. И, по словам Сафиуллиной региональный опыт развития также вполне успешен.
“В регионах также есть успешные кейсы, когда субъекты РФ смогли использовать подготовку к ЧМ, чтобы перезапустить общественные пространства в городах — разместив в них фан-зоны — и после сделать их востребованными у разных жителей, не только болельщиков”, — говорит она.
Например, в Белгороде благоустроена набережная реки Везелка, где совместно с местными архитекторами был придуман сценарий, при котором вода может быть использована как сцена. На понтонах устанавливался экран, который использовался во время чемпионата для просмотра матчей. Сейчас на набережной устраивают кинопоказы под открытым небом.
Следующий кейс — Новосибирск. Михайловская набережная стала не только излюбленным местом для занятий спортом, пробежек, скандинавской ходьбы, но и местом проведений больших мероприятий с видом на Обь. Совместно с местными архитекторами был придуман амфитеатр — площадка, которая способна вместить тысячи людей. На просмотр одного из матчей чемпионата в фан-зоне собралось 30 000 болельщиков.
Еще один пример — это проспект Мухаммеда Али в Грозном, который стал ключевым маршрутом болельщиков к новому стадиону. В качестве наследия чемпионата горожанам достались несколько площадок для занятий спортом. Год проведения Чемпионата мира также подарил Грозному новый парк в жилом квартале — парк Хусейна бен Талала, с современной инфраструктурой, возможностями для занятия детским спортом, которых до этого не было.
Успеха, по мнению Курбатовой, удалось достичь, потому с точки зрения восприятия и пользовательских характеристик благоустройство в разных городах РФ было сделано на одном, очень высоком уровне. “Да, немного разные материалы использовались, но процессы запустились одни и те же”, — говорит она.
Разница подходов
Примеры успешных кейсов не могут не радовать, но далеко не всегда объекты, построенные к мегасобытию, остаются востребованными после него. Причина в разнице подходов, объясняют эксперты.
По словам Сафиуллиной из Стрелки, в мировой практике существует два подхода подготовки к мегасобытиям: строительство транспортной и спортивной инфраструктуры как самоцель, и использование мегасобытия как дополнительный стимул для развития города, где целью изначально является создание наследия, которое останется потом городу, принимающему событие.
“Сегодня, после анализа опыта кейсов городов, где построенная к Олимпиаде, или чемпионатам инфраструктура оказалась невостребованной или убыточной для содержания, в оргкомитетах мегасобытий и профессиональном спортивном сообществе активно обсуждается второй, более устойчивый подход: когда при подготовке к мегасобытию изначально закладывается и сценарий использования его наследия. Наследие может быть разным. Это и спортивная инфраструктура, которой на повседневной основе пользуются местные жители, это и новый облик города, который достанется ему в память о чемпионате или Играх”, — говорит она.
Эксперт отмечает, важно, чтобы города не только успешно трансформировались под международное событие, но и городская среда стала востребованной после мегасобытия: “Так в Москве к Фестивалю молодежи и студентов 1958 года открылся Парк Дружбы. В 1980 году, к проведению Олимпиады, был построен Олимпийский парк на юго-западе Москвы. Он долго оставался самым “новым” парком Москвы: пока в 2017 г. не появился парк “Зарядье”.
По мнению Неретина, такие объекты экономически привлекательны.
“Кроме того, важна гибкость и возможность трансформировать объект под проведение различных мероприятий. А еще место должно притягивать людей”, — заключает эксперт.
Источник: realty.interfax.ru