​Почему владение жильем – это ответственность

В прошлом номере газеты с заместителем генерального директора Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области А.Г. Мокроусовым мы говорили о том, насколько важно участие самих собственников в организации такого ремонта.

Какие обязанности могут и должны взять на себя собственники жилья, которые действительно заботятся о своем имуществе? К каким последствиям может привести равнодушие владельцев жилья, не желающих вникать в проблемы своего многоквартирного дома?

– Александр Геннадьевич, когда программа капремонтов только стартовала, к нам в редакцию обращались жители разных районов области с жалобами на то, что подрядчики не хотят делать то, что просят жильцы конкретного дома. Мол, почему в перечень работ нельзя включить что-то дополнительное?

– Так случается нередко и сегодня. К примеру, региональный оператор сделал на доме весь запланированный объем работ, а жильцы просят отремонтировать еще и подъезды. Мы объясняем, что это относится к текущему ремонту, а не к капитальному это не в компетенции регионального оператора. С просьбами об косметическом обновлении подъездов нужно обращаться в свою организацию ответственную за содержание общего имущества (управляющая компания, ТСЖ или ТСН). Так что есть, на мой взгляд, рациональные и эмоциональные обращения от собственников. В первом случае они связаны с ходом и качеством капремонта, во втором – с личными предпочтениями. Например, «хочу другой цвет фасада!» Но цветовую гамму утверждает отдел архитектуры органа местного самоуправления, опираясь на общий внешний облик всего города или поселка, так что в этом случае технический Заказчик руководствуется документами, подготовленными проектной организацией и согласованной соответствующими уполномоченными лицами.

– Уже неоднократно говорилось о том, что некоторые собственники не желают в ходе капремонта в их доме пускать подрядчика в свое жилье. В итоге ход работ затягивается, от этого страдают их соседи. Как приходится решать эту проблему?

– Конечно, большая часть собственников – это наши помощники. У них есть чувство ответственности за то, чем они владеют. И не только за личные квартиры, но и за дом в целом. Ведь наш фонд проводит ремонты на их деньги. Значит, от тесного контакта с владельцами жилья зависит, насколько качественной будет наша работа. Они там живут, они в курсе, к примеру, технических особенностей своего дома, и могут вовремя сказать нам об этом. Порой даже знание характера соседа способно без конфликта решить спорную ситуацию. Нередко инициативная группа собственников помогает нам воспитывать некоторых владельцев жилья в том доме, где проходит капремонт. Что касается тех, кто не пускает в свои квартиры, то в 2017 году были внесены соответствующие поправки в Жилищный кодекс. На этой основе был принят региональный документ (постановление Правительства Свердловской области №1041-ПП от 29.12.2017 года), который регламентирует наши действия в случае, если собственник препятствует проведению капремонта. Есть так называем «акт о воспрепятствовании», мы оформляем его во всех случаях недопуска в помещения собственников. После подведения итогов капремонта мы передаем все подобные акты в управляющую компанию. Если в будущем в какой-то из этих квартир произойдут какие-то технические инциденты, УК с полным правом сможет сказать ее владельцу: в свое время к вам приходили подрядчики, оформляли предписание, давали время на обдумывание предложения по замене, например, внутриквартирных сетей, но вы отказались от предложенных работ; теперь ответственность за аварийную ситуацию, в которой пострадали не только вы, но и владельцы квартир, расположенных этажами ниже, или общее имущество, несете только вы сами. Далее вопрос будет решаться в правовом поле – через суд.

– Такая мера воздействия эффективна?

– На мой взгляд, владельцы жилья должны четко понимать: во-первых, они сами принимают решения, которые нередко касаются не только их, но и чужой или общей собственности, во-вторых, они обязаны нести ответственность за эти решения, в том числе – и финансовую. Если вы понимаете, что дому давно нужен капремонт, значит, пустите подрядчика и в свою квартиру, чтобы охват был максимально полным. В некоторых регионах действует правило: один не пускает к себе – значит, не ремонтируют весь дом. Мы же в Свердловской области стремимся к тому, чтобы отремонтированными в доме были не менее 50 процентов систем. Хотя от этого эффект капремонта тоже существенно снижается. Типичная ситуация: владелец одной из квартир говорит, что он у себя лет 5-6 назад полностью обновил систему теплоснабжения, у него все хорошо, и портить отделку комнат, когда в ходе капремонта трубы снова поменяют, ему не хочется. Он готов расписаться в том, что не согласен пускать к себе подрядчика, а дальше – будь что будет. В итоге нам приходится замену внутридомовых систем проводить локально, то есть «захватками». У собственника, который не пустил к себе, трубы остались прежние, а у его соседа – новые. Сопротивление в системе поменялось, у соседа батареи стали греть лучше, у «отказника» – хуже. Он начинает вызывать представителей управляющей компании, требовать, чтобы и ему отладили в квартире отопление. В ответ мы начинаем объяснять, что это – результат того, что система оказалась заменена не полностью.

– Однажды жильцы дома, где проходил капремонт, обратились в газету с жалобой. Они считали, что из-за действий подрядчиков оказались в аварийной ситуации: в ходе ремонта кровли обвалился потолок, заливает в дождь. Такие случаи действительно бывают? Кто тогда несет ответственность?

– Лет 60-70 тому назад при строительстве в качестве теплоизоляции чердачных перекрытий домов применяли котельный шлак. Сейчас в ходе капремонта подрядчики должны убрать этот изоляционный слой, который уже отработал свой срок. И здесь мы видим, что изношены балки перекрытий и другие конструктивные элементы, их нужно тоже ремонтировать. А для этого снова нужно договариваться с собственниками квартир, в помещениях с которыми граничат опорные балки и прочие строительные элементы. И тут начинается все то же самое: владелец одной квартиры готов пустить к себе подрядчика и потерпеть вынужденные неудобства, другой категорически против. Мол, у меня не капает, и ладно. А если при этом необходимо еще и отладить работу вентиляции, как того требуют правила безопасной эксплуатации газового оборудования, то процесс поиска компромисса затягивается. Начинаем объяснять – нас иногда просто не слушают или не слышат. При этом, прочие собственники страдают, и подрядчик становится заложником ситуации, ведь Фонд не оплатит ему работы до тех пор, пока все не будет сделано так, как требуется. Хуже всего то, что с такими проблемами мы попадаем в межсезонье: утеплитель снят, а ремонт крыши затягивается. Конечно, возможны негативные воздействия конденсата, который начинает образовываться в жилых помещениях. Нам приходится принимать промежуточные решения, использовать временно, до окончательного решения проблемы, более легкий утеплитель. Иногда приходится решать такие ситуации через суд. Он встает на сторону Фонда, а с решением суда владелец жилья уже, как правило, не спорит. Так что речь снова идет об ответственности собственников за свое имущество – в самом широком смысле. Если каждая из сторон, участвующих в капитальном ремонте, будет ответственно подходить к своей части работы, общий результат не заставит себя ждать, и на качество работ нареканий в будущем не будет.

Наталья Березнякова

К сведению

Найти ответы на самые распространенные обращения собственников можно на сайте Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области: fkr66.ru; раздел «Вопрос-ответ»

Капитальный ремонт в цифрах по состоянию на 1 января 2019 года:

на территории Свердловской области в региональные программы капитального ремонта общего имущества включено 27 919 многоквартирных домов

Источник: pensionerrossii.ru

Related posts

​Коммунальные беды «человейников». Испытано на себе

Кто хозяин в городе, в селе? Отвечают пенсионеры

​Мусорят все. С умом – единицы