Недавно был одобрен проект строительства депозитарно-реставрационного и выставочного центра для Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина. Новое строение станет частью крупного Музейного городка, расположившегося в непосредственной близости от Кремля.
Новое здание для музея, площадью 20,5 тыс. кв. метров, планируется построить в Малом Знаменском переулке. Оно будет включать Выставочный и Депозитарно-реставрационный корпуса. Именно сюда перенесут все экспонаты на время реставрации главного здания музея. Между двумя корпусами образуется новое городское пространство для лекций и уличной экспозиции.
Выставочный корпус представляет собой вертикально расположенные выставочные залы различной высоты, связанные с лестницей и лифтами многосветным атриумом. Входной этаж будет главным общественным пространством с кафе и магазинами, где также можно будет проводить лекции и делать инсталляции.
Фасады образованы структурой пилонов различной геометрии, меняющейся в зависимости от требований освещенности и видовых характеристик. Навесные элементы выполнены из керамики, алюминиевого сплава, бетона и натурального камня. В палитре оформления преобладают серые тона.
Наземная часть здания будет — от трех до пяти этажей. Подземная часть корпусов (три этажа) будет соединяться между собой, а также с главным зданием ГМИИ им. Пушкина при помощи перехода. Переход – важная часть общественного пространства Музея, по сути это еще один выставочный зал. Проектом предлагается устроить там открытое хранение скульптур, слепков и предметов декоративно-прикладного искусства в специальных шкафах по всей длине перехода.
Напомним, что работа по созданию Музейного городка началась в конце 2000-х годов и была приурочена к празднованию 100-летия Музея. Первоначальную концепцию городка разработал британский архитектор Норман Фостер, известный, в том числе, реконструкцией Большого двора Британского музея. Предложенная им в 2006- 2007 годах концепция предполагала строительство двух зданий на месте охранных территорий. Н. Фостер придумал несколько версий концертного зала в восточной части квартала и депозитария в западной, однако все идеи не учитывали границ исторических усадеб и предполагали снос ряда флигелей. Защитники старой архитектуры сделали все, чтобы не допустить этого и проект не был одобрен.
В 2014 году провели архитектурный конкурс на новую концепцию. Одним из ключевых условий нового конкурса стало соблюдение охранных зон. Летом 2014 года были подведены его итоги, и победителем стало архитектурное бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна с проектом под названием «Ризосфера». Основными особенностями победившего проекта, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, стало внимательное отношение к развитию музея и контексту застройки. Фактически проект не нарушал границ старинных строений.
Попадая в Музейный городок, посетитель сразу окажется в пространстве искусства. Дизайн «Ризосферы» собран из модульного гранитного мощения с чугунными и бронзовыми деталями, покрывающего всю мощеную часть – площади, бульвары, дворики и тропинки, а также экспозиционные стены различной высоты, скамьи, объекты навигации и информации, предметы искусства и сохранившиеся и воссозданные элементы исторической среды.
Городские площади предполагается замостить гранитом с чугунными и бронзовыми деталями. Девять главных площадей связаны в единую цепь внутренними проходами, улицами и бульварами. Они сформированы из тех участков территории, на которых нет необходимости воссоздавать парки и скверы. Для лучшей ориентации и создания новой истории места площадям дадут названия, связанные с их особенностями или по именам находящихся на них элементов публичного искусства. Круглый год здесь можно будет проводить различные сезонные мероприятия.
Все растения Пушкинского Музея составляют специальную коллекцию, которая составляется с учетом сезонов и климата, учитывая круглогодичный цикл парка, цветение и зимний образ. Растения на «Ризосфере» будут высаживать, руководствуясь расположением основных коллекций живописи. Например, ближе к месту, где находятся импрессионисты, появятся кусты, изображенные на картинах Моне и Синьяка. Кроме того, сохраняются и восстанавливаются деревья, составляющие «Липовую аллею», ведущую к корпусам Депозитарно-реставрационного и выставочного центра.
В будущем возможное сужение Волхонки до четырех или даже трех полос позволит связать в единую комфортную зону территории Музейного Городка, Площадь Храма Христа Спасителя. Участок Музея соединится с пешеходной платформой перед Патриаршим мостом, приблизит два выхода из метро – Кропоткинская и Боровицкая, станет естественным продолжением и завершением Бульварного Кольца.
Источник: realty.interfax.ru