Инфраструктура

Лужков: знаковые проекты в Москве

Юрий Лужков

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков скончался 10 декабря на 84-м году жизни. Он возглавлял столицу с 1992 по 2010 годы и был одним из самых известных региональных лидеров. За 18 лет пребывания в должности мэра Москвы он сумел реализовать крупные градостроительные проекты и превратить столицу в мегаполис западноевропейского типа. Всего при нем в городе было возведено более 70 млн кв.м различной недвижимости. Редакция “Интерфакс-Недвижимость” вспоминает знаковые проекты, которые были реализованы при бывшем мэре города.

Реконструкция МКАД

Фото: пресс-служба Мосинжпроект

Реконструкция Московской кольцевой автодороги стала первым значимым транспортным проектом правительства Москвы при Лужкове. Реконструкция дороги началась в начале 1990-х годов с его приходом на пост мэра. К этому времен дорожное полотно было сильно изношено, пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана, в часы пик на трассе возникали сильные заторы в движении, кроме того, на МКАД не хватало правильного освещения. За четыре года МКАД удалось превратить в 10-полосную магистраль, дорога была полностью освещена, на разделительных полосах появились бетонные ограждения. Трасса изначально была задумана как скоростная магистральная трасса с минимальным количеством примыкающих второстепенных дорог. Однако впоследствии МКАД оброс съездами к многочисленным ТЦ.

Третье транспортное кольцо

Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы, Евгений Самарин

В 1990-е годы при Лужкове в Москве было открыто Третье транспортное кольцо, с помощью которого власти планировали разгрузить столичные дороги и уменьшить количество пробок. Общая протяженность дороги составляет около 36 км.

Торговый комплекс “Охотный Ряд”


В 1989 году по инициативе Юрия Лужкова был объявлен закрытый конкурс “Обустройство Манежной площади”. Первый проект строительства нового торгового центра был разработан бывшим главным архитектором Бухары Борисом Улькиным, который предложил идею 7-уровневого комплекса, уходящего под землю на глубину до 38 метров. В процессе реализации проекта стало понятно, что для ускорения окупаемости необходимо отказаться от первоначальной идеи создания общественно-культурного центра. Улькин не пошёл на компромисс и не стал вносить изменения. Поэтому проект был передан “Моспроекту-2” во главе с архитектором Михаилом Посохиным, который привлёк скульптора Зураба Церетели в качестве дизайнера. Лужков и Борис Ельцин торжественно открыли “Охотный ряд” в рамках празднования 850-летия Москвы.

В 2019 году Лужков сообщил, что нынешний президент США Дональд Трамп в конце 1990-х годов, будучи бизнесменом, вел переговоры с правительством российской столицы об инвестировании в торговый комплекс “Охотный ряд”. Однако это намерение не получило продолжения.

Старый Гостиный двор

Фото: Интерфакс

Из-за сильного износа здания в 1996 году началась реконструкция выставочного центра. Изначально ее также планировалось завершить к 850-летию Москвы, однако после обрушения нескольких арок во время строительства сроки реконструкции сдвинули. В ходе реставрации облик исторического объекта был значительно изменен: например, надстроено южное крыло и мансардные этажи, которые оборудовали под офисы, также был перекрыт стеклянным куполом внутренний двор. Объект считался одним из любимых детищ бывшего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, скончавшегося в сентябре 2019 года.

“Москва-Сити”

Фото: Интерфакс

Первые планы создания в Москве бизнес-квартала международного образца появились в 1991 году. Инициатором был архитектор Борис Тхор, который обратился к Лужкову с предложением построить небоскребы международного делового центра. Столичные власти откликнулись на идею, согласовали место и пригласили команду архитекторов. Специально для строительства и эксплуатации делового центра “Москва-Сити” было создано акционерное общество “Сити”, которое выступило в роли управляющей компании по созданию и развитию проекта. Проект делового центра претерпел множественные изменения. На 2016 год на территории делового центра “Москва-Сити” было построено двенадцать из двадцати трёх запланированных объектов.

Храм Христа Спасителя

Фото: Интерфакс

При Лужкове в 2000 году был воссоздан в центре Москвы и Храм Христа Спасителя, построенный в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Первоначально храм был заложен в 1839 году, но при советской власти взорван. В 1960 году на его месте построили бассейн “Москва”. В 1995 году Лужков и патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложили первый камень в основание восстанавливаемого храма, а уже в 2000 году храм Христа Спасителя был возрожден.

Генплан Москвы


Генеральный план развития Москвы до 2025 года был принят при Лужкове в мае 2010 года. Власти Москвы называли версию проекта планировки территории столицы “Генпланом возможностей”. Однако план неоднократно подвергался критике. С декабря 2008 года, когда проект плана Москвы был принят городским правительством за основу, документ оказался в центре общественных споров. Хотя столичные власти настаивали на том, что Генеральный план в должной мере получил поддержку москвичей: по данным мэрии, в публичных слушаниях в городских управах по Генплану в августе-сентябре 2009 года приняли участие 160 тыс. человек, было высказано порядка 70 тыс. замечаний, часть из которых были учтены. После присоединения новых территорий к Москве власти планировали пересмотреть Генплан, но в итоге от этого решения отказались.

Снос старых пятиэтажек

Фото: Интерфакс

Лужков запустил в Москве первую волну сноса хрущевок, его программа стартовала в столице в конце 1990-х годов. В ходе тогдашней реновации предполагалось снести более 1,7 тыс. старых домов. Столичные власти также планировали сносить около 1 млн кв.м некомфортного жилья в год. К 2017 году в рамках программы были полностью снесены ранние панельные пятиэтажные дома в центре, на юге, юго-востоке, севере Москвы и Зеленограде, к этому времени в списке оставалась лишь 71 старая пятиэтажка.

Источник: realty.interfax.ru

Похожие посты

Во Владивостоке готова к открытию школа, о которой рассказали Путину

SitesReady

Инвесторы построят путепроводы на смену переездам

SitesReady

На дорогах Москвы появится более 350 островков безопасности

SitesReady

Оставить комментарий

* С помощью этой формы вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.